rubicon


Рубикон

Хроники резидента точки бифуркации


Previous Entry Share Next Entry
Прообраз будущей налоговой системы Федерации (часть 3)
rubicon

Часть 3. Система социального обеспечения.

 

Теперь о системе социального обеспечения. Как нетрудно заметить, социальные налоги в предложенной системе отсутствуют. Точнее, отсутствуют в явном виде. Вместо традиционной схемы (взимания процента от заработной платы либо с работника либо с работодателя), предлагается следующее: законодательно закрепить определенный процент доходов консолидированного бюджета страны, который направляется на выплату пенсий и детских пособий, причем в равных долях и на то и на другое. То есть, если мы отводим на эти цели скажем 20% доходов бюджета, то 10% будет направляться на выплату общегосударственной минимальной пенсии, и 10% на выплату детских пособий.

 

Расчет причитающихся сумм будет прост – первые 10% делятся на количество пенсионеров в стране, в результате получается сумма пенсии положенной от государства каждому гражданину пенсионного возраста. Оставшиеся 10% делятся на количество детей в стране, из чего складывается сумма детского пособия. Пенсию граждане получают начиная с достижения пенсионного возраста и вплоть до кончины, пособия на детей выплачиваются с момента рождения и до достижения детьми 21летнего возраста.

 

Такая схема проста, понятна каждому, и справедлива. Справедливо в ней то что на поддержку как поколений не достигших трудоспособного возраста, так и уже вышедших из него, тратятся одинаковые доли доходов страны.  Справедливо то что семьи, занятые воспитанием детей, то есть работой в интересах всего общества, получают полноценную законодательно закрепленную поддержку всего общества, и не теряют в своем экономическом статусе вследствие необходимости нести затраты на содержание детей (либо по крайней утрата этого статуса частично компенсируется). Справедливо то что на эти два наиболее социально значимых вида социальной поддержки тратятся пропорциональные доли от всех доходов страны (а не только один соцналог) – равная доля доходов от налогообложения, эксплуатации недр, использования государственной собственности, короче говоря от всего что составляет доходы бюджета, идет на два важнейших типа социальных выплат – пенсии и детские пособия.

 

Кроме того, справедливо здесь то что доля доходов которые государство может позволить себе выделить на поддержку как стариков так и детей, оговаривается заранее, она известна всем, не подвержена манипуляциям и дальнейшим обсуждениям. Если сложилась неблагоприятная экономическая обстановка, плюс к этому наложилось то что в стране мало граждан трудоспособного возраста и много пенсионеров, то пенсии будут маленькие, и сразу понятно почему, а значит меньше поводов для проявления недовольства. Свою десятую долю доходов страны пенсионеры в виде общегосударственных минимальных пенсий получают, но коль скоро доходов мало а пенсионеров много, значит пенсии будут маленькие и увеличить их не из чего. Главное что будет понятно что их никто не украл или не потратил не на те цели.

 

При этом, все граждане, желающие обеспечить себе пенсию выше общегосударственного минимума, будут по-прежнему иметь возможность делать отчисления на эти цели в государственные либо частные пенсионные (страховые) фонды, или просто копить на старость. Кроме того, надо предусмотреть возможность для состоятельных граждан отказаться от общегосударственной пенсии (детского пособия), и давать в таких случаях красивую гербовую бумагу начинающуюся словами «Федерация благодарит Вас…». Путем целенаправленной разъяснительной кампании надо сделать такой отказ для состоятельных граждан делом престижа, демонстрирующем уровень их социальной ответственности. Ведь при отказе от пенсии/пособия доли отказавшихся будут перераспределяться между более нуждающимися. Отказаться либо забрать свой отказ назад и снова начать получать пенсию/пособие (например, при ухудшении материального положения семьи) можно будет в любой момент времени, без объяснения причин.

 

Любая бабушка, увидев дорогущее авто, путем несложных математических операций сможет быстро вычислить какой рупчик от продажи конкретно этого авто конкретно ей достался. Стоимость авто примерно известна, ставка налога с продаж известна точно, число пенсионеров в стране есть общедоступная информация, поэтому при должной разъяснительной работе быстрая калькуляция не будет составлять труда для большинства пенсионеров (так же как и для большинства родителей). Конечно, одно-единственное, даже самое дорогущее авто, не поднимет пенсии в стране сколько-нибудь существенно. Ну так пускай таких авто и «милков», на них разъезжающих, будет больше. Пускай меняют свои авто хоть каждую неделю из-за прихода в негодность ввиду заполнения пепельниц, вместо бури возмущения со стороны малоимущих и социально незащищенных слоев общества сие будет вызывать одни только исключительно положительные эмоции.

 

Да и сам «милок», покупая новую машину и нехотя отстегивая в кассу положенную сумму налога с продаж (ее кстати на предметы роскоши можно сделать и повышенной), будет все-таки в глубине души испытывать приятное чувство сопричастности к делу общегосударственной важности. Если механизм начисления пенсий и детских пособий будет прозрачен, неизменен и настолько прост что направить куда-то в другое место полученные деньги будет просто невозможно, каждому будет значительно приятней уплачивать государственные налоги, если при этом  он будет точно знать что по крайней мере вот эта пятая их часть не будет разворована (а невозможно это попросту) и дойдет до каждого пенсионера в стране и каждого ребенка. Очевидно, что при такой системе социальная ткань общества значительно упрочится.

 

Есть еще много интересных следствий . Ради интереса сами попробуйте промоделировать и представить как будут складываться отношения между разными слоями общества в стране при условии однозначной понятности, прозрачности и справедливости начисления и выплат двух самых важных разновидностей социальных выплат (пенсий и детских пособий).  Насколько окрепнут взаимосвязи в обществе если способов избежать уплаты налогов нет, и способов изменить направление финансовых потоков в пользу стариков и детей тоже нет.

 

Соцналог с том виде что он существует у нас решить задачу так как решает ее закрепление фиксированной доли государственных расходов направляемых на социальные выплаты, не способен. Предприятие все что оно должно работнику выплачивает ему в виде заработной платы, и после каждой выплаты зарплаты предприятие и сотрудник становятся в расчете. На предприятие не вешается совершенно неуместная для данного случая забота об отдаленном будущем сотрудника. О будущем и настоящем заботится вся страна в целом – и сотрудники предприятий и их владельцы и все прочие категории граждан, но делают это уменьшая личное потребление а не увеличивая производственные расходы. При таких условиях, нам может грозить перспектива иметь более низкий жизненный уровень по сравнению с другими странами (в худшем случае), но никак не грозит утрата конкурентоспособности вследствие изымания средств на социальные расходы не оттуда откуда надо.

 

Тоже самое справедливо и для всего остального налогообложения кстати говоря, в первую очередь имеется ввиду налог с продаж. Он тоже есть средство изъятия части средств за граждан для государственных нужд за счет сокращения личного потребления, а не счет увеличения производственных расходов (и как следствие стоимости продукции, а значит снижения конкурентоспособности промышленности).


?

Log in

No account? Create an account