rubicon


Рубикон

Хроники резидента точки бифуркации


Previous Entry Share Next Entry
Имеем ли мы право на свое видение Победы?
rubicon
В последнее время часто слышны голоса что, мол, празднование Победы в том виде, в котором оно сложилось за последнее десятилетие, заметно отличается от того, как праздновали это событие в советское время. И символика не та, и цвета не те, и праздничные мероприятия другие, и даже смысл праздника другой какой-то. На этом основании делается вывод, что празднуем мы День Победы неправильно, и что надо вернуться к аутентичным советским канонам. Аргументация такая - раз это именно СССР одержал победу в той страшной войне, то единственно правильный канон отмечания этого события - советский. Но так ли это? Давайте попробуем разобраться.

den_pobedy_2015

Начать с того, что широко отмечать День Победы начали лишь 20 лет спустя после войны - в 1965 году впервые по всей стране прошли широкие торжества и воинские парады, и праздник обрел более-менее привычные нам черты. Хотя сам День Победы был учрежден уже 8 мая 1945 года указом Верховного Совета СССР, но широко не отмечался, а с 1947 по 1965 года был рабочим днем. Это, кстати, дало повод многочисленным разоблачителям лишний раз пнуть Советский Союз - мол, видите, как к людям относились, не ценили советские вожди принесенных на алтарь Победы жертв.

Но дело было конечно не в этом, не в пренебрежении памятью павших - напротив, смысл был диаметрально противоположный. Ведь День Победы это и сегодня, 70 лет спустя, все еще "праздник со слезами на глазах". А тогда, сразу после Победы, когда в каждой семье была свежая, непритупленная временем боль невосполнимой утраты, День Победы, проведи его правительство в знакомой нам форме, рисковал бы превратиться в день обмороков, инфарктов и неотложек. Полагаю, что именно общественный консенсус "не бередить" и был тем главным фундаментом, на котором покоилось решение первые двадцать послевоенных лет широко День Победы не праздновать. Никакого замалчивания Победы тоже, конечно же, не было, просто она не отмечалась с тем размахом, к которому мы привыкли.

Да и кого было чествовать в этот день сразу после войны, и кому? Непременным аттрибутом Дня Победы является чествование ветеранов, но Великая Отечественная была народной войной, не участвовали в ней разве что грудные младенцы. Сразу после войны каждый был ветераном, не фронта так тыла. А средний возраст ветеранов-фронтовиков в 1945м был примерно 25-30 лет, и хотя он неуклонно повышался с каждым годом, все равно, до привычного нам образа этого "праздника с сединою на висках" в первые послевоенные годы было еще далековато (хотя война, конечно же, многим добавила ранних седин). Иное дело - двадцать лет спустя, в 1965м. К тому времени уже выросло поколение, не знавшее голода и бомбежек, а значит и появилось кому благодарить и поздравлять ветеранов. Да и сами ветераны повзрослели, и перестали быть почти ровесниками с пионерами, дарящими им цветы.

012
На праздновании Дня Победы 9 мая 1965 года, Красная Площадь, Москва

Большое видится на расстоянии. Тем более нечто настолько большое, каковым является победа в Великой Отечественной войне. В первые послевоенные десятилетия в массовой оценке тех событий преобладал не "всемирно-исторический", как стали говорить позже, а именно личностный аспект - личный опыт войны, личная боль утрат. Воспоминания были еще слишком свежи, слишком остры, и слишком личностны чтобы выходить в колонны и "праздновать" их на улице. Во многом поэтому и отмечалась Победа в первые два послевоенных десятилетия относительно скромно, при отсутствии массового запроса на более пышные торжества. Лишь потом, когда боль утрат слегка притупилась, размах празднований увеличился и приблизился к знакомому нам формату. Поэтому, когда говорят, что мы празднуем "не по-советски", имейте ввиду, что Советский Союз он разный, в том числе и по отношению к празднованию Дня Победы. Те масштабные празднования, к которым мы привыкли - это явление уже более позднего времени.

Еще говорят, что подлинный цвет Победы - красный, а не оранжево-черный, ставший постепенно общепринятым в последнее десятилетие. И это так. Действительно, в узко-историческом смысле, главный цвет Победы - красный. Знамя Победы является красным, красными же были знамена всех боевых частей и соединений, принимавших участие в Великой Отечественной, во всей прочей сивмолике тоже в советское время преобладал красный цвет, что хорошо видно на любой архивной фотографии или кинопленке. Но в этом и есть главная проблема - в Советском Союзе, который был сильно идеологизированным государством, красными были цвета всех праздников, а не только Дня Победы. Наиболее очевидные примеры - 1 мая и 7 ноября, которые и по сей день воспринимаются как праздники, окрашенные в первую очередь в красные цвета.

1_may_2015

Но значение этих праздников, при всем к ним уважении, и Дня Победы, для нашего народа несопоставимы. День Победы уже давно и остро нуждался в собственных цветах и собственной символике, для того чтобы отличаться от всех остальных празднований, и подчеркнуть его уникальное положение в пантеоне всех прочих памятных дат. Поэтому придуманная в 2005 году гвардейская (георгиевская) лента оказалась на редкость удачной идеей, которая быстро прижилась и была одобрительно встречена в том числе и ветеранами. И хотя споры вокруг этого символа не утихают, сам факт того, насколько стремительно эта идея овладела массами, уже говорит о многом.

Не вызывает сомнения  - популярность георгиевской ленты вызвана именно тем, что она является интегральным символом исторической России, а не одного только лишь периода ее исторического бытия, пускай и того, в котором была одержана Победа. И хотя твердолобые коммунисты продолжают утверждать, что появление этого символа связано с желанием отгородиться от всего советского - их, кстати, можно понять, взять хотя бы так и не прекратившееся маниакальное загораживание мавзолея властями во время парадов, - все-таки в данном случае дело не в этом. Не в стремлении отгородиться от всего, что связано с Советским Союзом. Наоборот, на уровне народного массового сознания появление этого ленты связано с желанием, пусть и не всегда осознанным, интегрировать СССР на уровне символов в единое историческое пространство, в котором только и проявляется подлинный смысл и значение Победы.

Ведь поход Гитлера, а вместе с ним и всей объединенной под его властью Европы, на СССР, не было случайной вспышкой безумия. Он был частью единого исторического процесса непрерывного давления западной цивилизации на Россию, с конечной целью стереть ее с лица земли. Началось это задолго до образования СССР, и не закончилось с его распадом. Сейчас, по прошествии времени, мы это понимаем острее и отчетливее, чем в советское время, в которое в оценке "всемирно-исторического значения" (знаменитый советский пропагандистский штамп) Победы преобладал узко-идеологический аспект. Не то, чтобы связь времен в советский период замалчивалась, нет. Порой она и вовсе подчеркивалась, взять хотя бы знаменитое обращение Сталина к народу по случаю начала войны, в котором исторические параллели были проведены в явном и недвусмысленном виде. Но все-таки главным лейтмотивом в оценке тех событий был именно идеологический - "советский строй доказал свои преимущества", "советская экономика доказала свое превосходство", и так далее. И нельзя сказать что это неправда - действительно, и советский строй и советская экономика проявили себя в годы войны с самой лучшей стороны.

Но главный смысл Победы, конечно же, не в этом. И фашизму, и тем кто его породил и наслал невиданным нашествием на нашу страну, было и есть, вобщем-то, все равно, какой именно государственный строй установился в России в данный конкретный момент времени. Социализм, капитализм, никакой разницы. Целью была и остается сама Россия, ее территории, ее богатства, и ее роль как замкового камня мирового равновесия, не дающего реализоваться зловещим планам мировых элит по достижению мирового господства и установлению нового мирового порядка.

Именно такая оценка событий времен Великой отечественной войны преобладает в наше время. Она более не рассматривается раздельно от иных исторических эпох, и не рассматривается в узком контексте противостояния социализма и капитализма. В этом смысле гвардейская (георгиевская) лента, как связующий эпохи символ, оказалась выбранной на редкость удачно. Корнями она уходит в дореволюционный, досоветский период. В советское время она тоже отнюдь не была чужой, чтобы ни утверждали озлобленные на популярность этого символа либералы, или узколобые приверженцы СССР. Доказательств тому - масса. Ну а в наше время эта лента стала не только символом Победы, но еще и одним из главных символов России как таковой, и одним из главных символов продолжающегося сопротивления тем планам, которые пытался претворить в жизнь Гитлер, и от которых те, кто за ним стоял, отнюдь не отказались.

den_pobedi1008
Гвардейская лента на советской открытке

Но имеем ли мы моральное право на свое, несколько отличное от того, которое имело поколение победителей, видение Победы? Я полагаю, что да. Ведь наше видение Победы не изменилось по существу, оно просто стало глубже и объемнее. Те, кто стоял в победном 45м у поверженного Рейхстага, конечно же, понимали, что благодаря их подвигу вырастут новые поколения, которые никогда не появились бы на свет, если бы планам нацистов суждено было сбыться. Но они еще не видели эти поколения своими глазами, не отводили родившихся после войны детей в школы, не нянчили на своих руках внуков. И уж тем более не знали, что их правнуки 70 лет спустя пройдут с их портретами по улицам городов нашей страны, в рамках самой массовой гражданской акции в истории нашего государства. Они, победители, находясь в непосредственной близости от великих событий, еще просто не могли вобрать в себя все их непреходящее значение. В то время как мы видим все своими глазами, и каждый новый прожитый на белом свете день, каждый новый построенный дом, каждый новорожденный ребенок, увеличивают для нас ценность и значение главного прадника нашего государства.





  • 1
"Ведь поход Гитлера, а вместе с ним и всей объединенной под его властью Европы, на СССР, не было случайной вспышкой безумия. Он был частью единого исторического процесса непрерывного давления западной цивилизации на Россию, с конечной целью стереть ее с лица земли."

Лежу от смеха.Афтар элегантно забыл о том что коммунисты с нацистами и начали вторую мировую войны,естественным продолжением которой и стала ВОВ.Если ты потер лампу и из нее вылетел джинн войны-кто виноват? Естетственно "западная цивилизация".Не дают Рассиюшке жить по человечески,ага

  • 1
?

Log in

No account? Create an account