rubicon


Рубикон

Хроники резидента точки бифуркации


Previous Entry Share Next Entry
Прообраз будущей налоговой системы Федерации (часть 2)
rubicon

Часть 2. Новая налоговая система.

 

Теперь о том что я предлагаю в качестве будущей налоговой системы страны. Выглядеть это, по моему мнению, должно так:

 

 

  1. Налог с продаж. Ставка 25%.
  2. Налог на экспорт капитала. Ставка 25%.
  3. Налог на пользование недрами (природная рента). Плавающая ставка.
  4. Таможенные пошлины. Плавающая ставка.
  5. Акцизы. Плавающая ставка.
  6. Патенты на индивидуальную трудовую деятельности. Фиксированная сумма, в зависимости от региона и вида деятельности.

 

Как нетрудно заметить, убраны все налоги на доходы (на физлиц и предприятия) и маскирующийся под них непотребный НДС, основная тяжесть налогообложения перенесена на налог с продаж, который является налогом на потребление, а не налогом на доходы.

 

Почему так сделано? Про НДС молчу, поскольку этого ужаса вообще ни при каких обстоятельствах быть в системе налогообложения не должно. Для желающих узнать про этот налог подробнее и почему его вообще не должно существовать  на свете потом отдельную статью напишу. Речь про налоги на доходы. Почему их не должно быть? Давайте поставим вопрос иначе, и спросим себя, а почему они собственно должны существовать?

 

Доход физического лица, когда он выражен в денежной форме, он на что вообще может быть использован кроме как на приобретение материальных и нематериальных благ? От самих денег ведь никакого практического толка нет, их же не едят. Так почему мы считаем обязательным сразу же, как только у человека завелись какие-то деньги, нестись к нему со всеми положенными случаю ужасами - «заплати и спи спокойно», а не заплатишь вовремя на счетчик поставим (штрафы, пени), а если вообще не заплатишь небо в клеточку устроим. Человек ведь, собственно, ничего предосудительного пока еще не сделал. Никаких благ у него еще нет, у него только появилась потенциальная возможность ими воспользоваться. Что, так прям не терпится урвать поскорее? Ясно что не терпится, государство оно как бандит, отсрочек в отстегивании на общак не терпит. Но правилен ли такой подход? Лично я считаю что нет, причем глубоко неправилен. Дайте человеку отдышаться, с мыслями собраться, решить когда и на что он собирается потратить свои деньги, и вот когда он придет в магазин что-то покупать то тем самым он сам, без всяких оговорок, признает что у него есть заработанный где-то доход который он готов потратить. С этого дохода и возьмите налог, тут же, в магазине. Зачем вникать в тонкости откуда именно он эти деньги взял? Без разницы это. Взял где-то и слава Богу, счастья ему и здоровья. Интересоваться происхождением денег надо только в том случае если есть основания подозревать человека в преступной деятельности, но это уже совсем другая история.

 

И не надо будет никого пугать карами египетскими, не надо будет наделять фискальные службы нереально огромными полномочиями по вторжению личную жизнь и проверке добросовестности налогоплательщика. Достаточно будет просто подождать когда он решит что-нибудь себе купить и непосредственно в магазине вежливо попросить уплатить государству его долю. Недобросовестным налогоплательщик при такой системе оказаться вообще не может – без уплаты налога с продаж ему просто товар не отдадут, поэтому заплатить придется в любом случае. То есть целый класс экономических преступлений, связанных с неуплатой налогов, отмирает в связи исчезновением поля деятельности.

 

Возникает вопрос, что если человек решил не тратить деньги а копить, что же выходит, бюджет должен ждать пока он накопит и начнет тратить прежде чем свою долю с доходов данного гражданина получить? Собственно, да, должен подождать. Соотношение накоплений/расходов есть статистическая величина для экономики в данный момент времени, поэтому поток доходов от этого вида налога в масштабах страны останется стабильным и предсказуемым. Грубо говоря, когда кто-то один начал копить, кто-то другой решит распечатать кубышку и начнет тратить, что в сумме уравновесит одно другое. Поэтому нет никакой необходимости врываться среди ночи в дом к гражданину и требовать раскрытия всех источников доходов и немедленной уплаты всех причитающихся бюджету денег.

 

Так что, пока гражданин просто копит – пускай копит на здоровье, накопление это такое же потребление, просто отложенное. Желательно только деньги в банке при этом хранить, чтобы пока он копит принадлежащий ему капиталец все равно в экономике работал. Но можно и под матрасом если так больше нравится, придираться никто не будет. Если гражданин решил в бизнес сбережения вложить – опять же, на здоровье. Когда заработаешь на этом денег и придешь в магазин их тратить, тогда и попросим уплатить государственную долю от твоих доходов. А до тех пор пока лично на себя ничего не тратишь никто тебя не трогает.

 

В случае компаний данная цепь рассуждений применима еще в большей степени. Компания это вообще неодушевленный предмет, она в прибыли не нуждается. Прибыль нужна ее акционерам, вот пусть они и заплатят свой налог, когда придут в магазин тратить дивиденды. А до тех пор пока деньги остаются в компании и используются в производстве трогать их нельзя, пускай работают. Целью компании, оправдывающей ее существование в глазах общества, является производство товаров и услуг востребованных обществом. Вот когда эта конечная цель достигнута, то есть товар полностью произведен и куплен конечным покупателем (физлицом), вот тогда и следует начислить и прибавить к отпускной стоимости товара налог. И без разницы какая там была добавленная стоимость на разных этапах создания товара, нет никакой необходимости содержать огромный штат налоговиков и вникать во все эти детали. Сколько бы ее ни было этой прибыли, вся она в итоге окажется в магазинах через дивиденды акционеров, а значит и налог с нее будет начислен и исправно уплачен.

 

Итак, что мы имеем в сухом остатке от переноса тяжести налогообложения с производства на потребление.

 

Первое, это значительно более справедливую налоговую систему. Никто не станет спорить с тем правильно ли ему исчислили налог, если он сам явился в магазин и отслюнявил стоимость товара в кассу. На сегодняшний день ситуация такова что даже при самом благоприятном раскладе полностью справедливо рассчитать сумму налога частного лица и в особенности компании практически невозможно.

 

Второе, это сокращение штата налоговых служб. По самым скромным подсчетам на администрирование столь просто исчисляемого налога как налог с продаж понадобится в три раза меньше сотрудников чем сейчас, а возможно что и на порядок меньше.

 

Третье, резкое сокращение коррупционной составляющей в налоговой сфере. Налоговиков физически станет гораздо меньше, а возможности произвола оставшихся будут сведены фактически к нулю.

 

Четвертое, мы создаем фактически самую благоприятную в мире среду для развития экономики и бизнеса. Ни в одной из развитых стран мира бизнес не освобожден от всех налогов за исключением специальных (пошлин, акцизов и т.п.). А у нас будет освобожден. Именно бизнес, а не акционеры. Акционеры должны будут платить налог на потребление, но ведь заработать-то на свое потребление они смогут без такого препятствия как дорогостоящая, устаревшая, громоздкая, неэффективная, прогнившая до основания и коррупционная вплоть  до последнего живущего во дворе инспекции Бобика система. А значит наш бизнес получит больше шансов стать реальной боевой машиной, работающей на износ в интересах страны. Одной простой и эффективной налоговой системы тут будет, конечно, недостаточно, но все же… По крайней мере это препятствие будет снято.

 

Пятое, это прекращение налогового террора со стороны государства. Есть всего несколько простых налогов, администрирование которых не требует тотальной слежки за каждым гражданином или компанией. А значит граждане, не ощущающие на себе каждый день явной угрозы со стороны государства, будут значительно более лояльно к нему относиться.

 

Шестое, мы значительно увеличиваем поступления в бюджет. Не вызывает никакого сомнения то что 100% предприятий при наличие предлагаемой системы налогового администрирования будут работать только и исключительно в белую, и весь розничный рынок Федерации моментально выйдет из тени. Те предприятия, которые связаны с реализацией товаров и услуг непосредственно населению и будут являться налоговыми агентами по налогу с продаж, будут со всем рвением исполнять свои обязанности, потому что не брать налог с покупателя (который будет именно с покупателя а не с компании) и попасться на этом будет несусветной глупостью. А дабы это было просто-таки непристойной глупостью мы введен комиссию в размере десятикратной суммы недоплаченного налога с продаж, если покупатель сообщил о том что такая-то кампания не взяла с него налога и соответственно не перечислила его в бюджет и выступил свидетелем в суде.

 

Седьмое, мы значительно снижаем социальную напряженность между разными слоями общества, более и менее богатыми. Перед предлагаемой системой все будут равны, и богатые и бедные, и те кто беднее будут прекрасно знать что их более богатые сограждане точно также платят положенный налог, хотя бы просто потому что ни единого шанса отвертеться от этого у них нет. А значит пропорционально своему состоянию наполняют бюджет, который расходуется на благо всего общества.  Но самое интересное пожалуй даже не это, а то что и отношение богатых граждан к стране и обществу изменится в лучшую сторону. Они не будут испытывать изнуряющего давления «дай, дай, дай» каждый день, не будут испытывать страх что однажды раздастся стук в дверь и они все потеряют. Их капиталы будут в полной сохранности и никто не будет задавать никаких вопросов (ну если конечно только данный гражданин по оперативным сводкам о торговле наркотиками не проходил),  они сами и их бизнес будут надежно укрыт от борцов с терроризмом и отмыванием денег за спиной могучей державы, внутри которой к ним самим будет ровное и справедливое отношение. За такую страну им будет иметь смысл побороться.

 

Кстати, я не помню кто именно, Паршев или Калашников, а может оба, в свое время предупреждали наших «добывателей трофеев» что когда страну выпотрошат и они станут не нужны добрые дяди живущие по западную сторону великого бугра примутся потрошить их самих. Так вот, это время пришло. Потрошить стали реально. На текущий момент в мире фактически уже нет мест где можно было бы безопасно спрятать награбленные денежки, так чтобы они там спокойно лежали и тебе деликатно не задавали вопроса «где взял». Под соусом борьбы с терроризмом и отмыванием денег понятие банковской тайны фактически повсеместно ликвидировано, и дядя Сэм не имеет никаких препятствий к тому чтобы наложить лапу на любой понравившийся ему счет. Что он регулярно и делает, просто это все еще не сильно афишируется чтобы не распугать раньше времени тех кто пока еще нужен. Но процесс идет, сие мне известно доподлинно. Лишний повод для обладателей капиталов задуматься о том куда их вкладывать – на Запад где тебе все равно не дадут ими воспользоваться и отнимут, или все-таки попытаться при их помощи улучшить свою собственную страну.

 

Теперь перейдем ко второму налогу, который я назвал «налог на экспорт капитала» и снабдил той же ставкой, которая присутствует и у налога с продаж. Смысл этого налога в том чтобы замкнуть систему и не дать возможности вывести средства за границу и потратить деньги там, миновав существующий внутри Федерации налог на потребление. Налоговыми агентами по данному налогу будут выступать непосредственно банки. Они будут обязаны при любом переводе денежных средств за границу, независимо от цели платежа, перечислить 25% от переводимой за рубеж суммы в бюджет. Не сами конечно же перечислить, а проследить чтобы их клиент (предприятие или физлицо) это сделал. То есть банк не будет иметь право принимать к исполнению ни один платеж за границу до тех пор пока к нему не будет прилагаться вторая платежка, которая будет перечислять 25% от отправляемой за рубеж суммы в бюджет.

 

Принцип взимания этого налога по сути такой же как и у налога с продаж. Точно также никто не задает никаких вопросов относительно того как именно, в каком году, на каких сделках ты заработал отправляемые за границу деньги. Заработал и молодец. Чтобы тебе вопросы начали задавать надо чтобы ты проходил по сводкам связанными с реальной преступной деятельностью. Если этого нет то и вопросов тоже нет. Отправлять можно в какой угодно валюте, в какой угодно банк мира, иметь счета и компании за границей можно без всяких ограничений. Надо только при отправке уплатить 25% налога на экспорт капитала. Внутри Федерации налоги существуют только на потребление, и тут мы вроде бы на первый взгляд наблюдаем отход от этой  традиции; отправляющий свои средства за границу гражданин вроде бы ведь еще ничего не купил, он просто собирается хранить свои деньги в иностранном банке который ему нравится больше чем российские аналоги. Но противоречие здесь только кажущееся, так как поскольку проконтролировать расход средств за границей мы никак не можем, то и вынуждены начислять налог на потребление авансом. Заплати сразу, а потом поступай с оставшимися деньгами как душе угодно, если уж ты решил их за границу вывезти. Можешь в банке копить, можешь сразу потратить, это тебе решать. Либо можно считать налог на экспорт капитала налогом на полученные в стране доходы, взимаемым по упрощенной форме непосредственно на границе Федерации. Без подачи деклараций о доходах с расшифровкой всех доходов и расходов и прочей мути, просто тупо платишь 25% от вывозимых денег и все, свободен.  Как ни называй, суть не меняется. Налоги гражданин платит либо внутри Федерации, когда приобретает что-то себе в личное пользование, либо когда отправляет деньги за границу, по той же ставке что и налог на потребление, то есть 25% в предлагаемом варианте. Суть одна – 25% твоих доходов подлежат изъятию в бюджет, просто внутри Федерации это делается последовательно, по мере совершения тобой покупок, а при отправке денег за границу изъятие производится сразу, просто потому что другого варианта для данного случая не существует.

 

Компании налогов на потребление не платят, бо неживые они и потреблять не могут, но налог на экспорт капитала уплачивают. Причем уплачивают даже в том случае если приобретают за границей что-то что будет потом использовано в производственном процессе и приобретение чего внутри границ Федерации никакими налогами на облагается. Делается это во-первых для того чтобы не вводить усложнений в систему и не оставлять лазеек которыми кто-то немедленно воспользуется. А во-вторых чтобы стимулировать приобретение всего что нужно для производства у тех компаний которые работают внутри страны.

 

Чего мы добиваемся при помощи налога на экспорт капитала?

 

Первое, это привлечение в страну конструктивного инвестора. Бизнес-климат внутри страны будет самый благоприятный, никаких налогов и никаких излишних административных, коррупционных и прочих нагрузок на предприятие. А вывезти прибыль на родину можно безо всяких хлопот, достаточно просто уплатить налог на экспорт капитала и на этом твои финансовые взаимоотношения с государством исчерпываются. Но вот на пути спекулятивного капитала данный налог ставит непроходимый заслон. Для этих товарищей и 1% это уже непроходимый заслон, что уж там говорить про 25%.

 

Кстати, человек предложивший 1% налог на вывоз капитала получил за эту идею нобелевскую премию по экономике. Странно что не пулю в лоб. В фининтерне ребята серьезные сидят, а то что этот человек предложил (забыл к сожалению его имя) выносит саму возможность для них делать бизнес по накатанной схеме. Видимо просто знали что нигде этот налог применяться в реальности не будет, поэтому и не убили. Он кстати действительно так по сей день и не нашел себе применения ни в одной стране мира.

 

Второе, это дополнительный барьер для ввоза иностранных товаров, который ввиду его полной легитимности будет сложно истолковать как протекционистскую меру и использовать этот аргумент в торговых войнах. Правда, барьер получится не очень высокий, так как на сегодняшний день при ввозе любых товаров на территорию Федерации уплачивается таможенный НДС (18%). А НДСа в нашей новой системе уже не будет. Так что дополнительного выигрыша всего 7% по сравнению с тем что есть сегодня, что в общем-то не очень много. Но все же…

 

И третье, самое важное, это то что вкупе с налогом с продаж, налог на экспорт капитала позволяет простым и элегантным методом устранить целый класс экономической преступности, связанной с неуплатой налогов. На сегодняшний день в этом классе преступников состоит большая часть взрослого населения Федерации, что и вызывает необходимость тотально терроризировать граждан и компании и требовать от них деклараций всех доходов и документального подтверждения всех расходов (а потом спорить в судах что из этих расходов является расходами а что нет, и правильно ли исчислена положенная государству доля). В предлагаемой системе ничего этого не потребуется, достаточно будет просто дождаться того момента когда налогоплательщик появится в одном из двух узких мест избежать которых он никак не сможет – в магазине за покупками или в банке при отправке денег за границу. Тем самым он сам составит и подпишет декларацию о доходах по упрощенной схеме, и сам тут же без всякого принуждения и террора оплатит налог (а иначе ему просто товар не отпустят или деньги за границу не отправят).

 

И еще тонкости по налогу на экспорт капитала. Поскольку выводить деньги за границу можно не только платежными поручениями через банк но и посредством кредитных карточек, надо предусмотреть как одну из обязанностей банков-эмитентов кредитных карточек в качестве налоговых агентов отслеживать от какой организации пришел платеж на кредитку. Если от иностранной то банк будет обязан снять с карточки 25% от суммы и перечислить их бюджет. Если от российской то ничего банку делать не нужно, поскольку налоговым агентом в этом случае выступит та российская организация которая продала товар или услугу гражданину.

 

И плюс надо предусмотреть отдельную подсистему для исчисления и уплаты обоих налогов (с продаж и на экспорт капитала) для интернет торговли, которая ввиду ее глобальности перестала признавать государственные границы. Такое возможно, но пожалуй не буду перегружать статью излишними подробностями. Просто скажу что и в этом случае все решаемо.

 

Теперь вкратце по остальным налогам. Таможенные пошлины, акцизы, и природную ренту предполагается оставить в таком же виде в каком они существуют сейчас. Хотя существуют определенные трудности с администрированием всех трех видов, но пока не вижу что тут можно придумать в плане радикального упрощения. И отказаться ни от одного из них тоже невозможно. Поэтому придется помучиться, тем более что определяющего воздействия на бизнес климат в стране существование этих видов налогов не оказывает.

 

Патенты на индивидуальную трудовую деятельность можно рассматривать либо как аналог налога с продаж, либо как налог на доходы взимаемый по упрощенной схеме. Данный вид налогообложения будет удобно применять для людей таких профессий как гувернантки, няни, домработницы и т.п. Не заставлять же их таскать с собой кассовые аппараты и пробивать чеки нанимателям, в самом деле. Проще и удобнее продать государственный патент на занятие данным видом деятельности, стоимость которого будет определяться местными властями.


?

Log in

No account? Create an account